Главными каналами продаж останутся маркетплейсы, интернет-магазины и традиционная розница
Рынок онлайн-торговли продуктами питания в России достигнет 1 трлн рублей,
говорится в исследовании российского отделения AliExpress и Центра
экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ).
Рост рынка e-grocery с 2018 по 2020 год составил в среднем 149% благодаря
возросшему спросу на доставку товаров ежедневного потребления, вызванного
пандемией. Сейчас доля онлайн-сегмента составляет 1% от общего объема рынка
продуктов, однако эксперты убеждены, что она достигнет 10-15% в ближайшие 3-5
лет.
«Рынок будет сформирован вокруг 2-4 основных игроков с большим отрывом от
остальных», — подчеркнул руководитель направления FMCG & Beauty в
AliExpress Иван Дидус. Росту сегмента e-grocery будут способствовать
легализация онлайн-торговли алкоголем, развитие онлайн-продаж товаров категорий
fresh и ultra fresh и объединение рынка вокруг нескольких крупнейших
игроков.
Маркетплейсы смогут конкурировать с интернет-магазинами в сегменте
скоропортящихся товаров. Их преимуществом станет аудитория и широкий набор
инструментов удержания покупателей, однако для достижения целей им предстоит
развить собственную логистику или привлечь подходящих продавцов.
Среди краткосрочных перспектив рынка e-grocery аналитики выделяют слияние
его сегментов (выход интернет-магазинов на маркетплейсы), появление
онлайн-дискаунтеров и внедрение голосовых технологий в шопинг.
В ближайшие несколько лет ожидается, что внимание игроков рынка переместится
оборота на прибыльность. Сервисы смогут адаптироваться к возрастным
потребителям, расширят сеть пунктов выдачи заказов и автоматизируют
сборку.
Покупательская лояльность перейдет от привычных брендов к тем, что предложат
лучший сервис. В ближайшие десять лет продолжит усиливаться тренд на устойчивое
развитие, осознанное потребление и персонализацию на основе данных о здоровье
покупателей.